Удивительная экскурсия по ночной Третьяковке
От созерцания картины «Явление Христа народу» меня оторвал голос моего спутника, поинтересовавшегося, знаю ли я, где на полотне изображен сам художник? Немножко замявшись, я честно признаюсь, что не знаю. А вот для него не составит труда отыскать среди персонажей автора, застывших в изумлении – Алексея Иванова. Он может поговорить и о других сюрпризах, скрытых за стенами галереи. К примеру, показать, где расположены самые красивые розы картины маслом или рассказать об удивительном фокусе, скрытом в полотне Левитана «У затона». Кто не знает, откуда ни приближайся к картине, мостик обязательно повернут в сторону подходящего человека.
Кто-то посчитает, что я общаюсь с опытным искусствоведом и ошибется. Хотя мой спутник, командир второй роты вневедомственной охраны Анатолий Саферов, знает о Третьяковской галерее не меньше, чем настоящий экскурсовод. И без труда смог бы провести гостей по ее залам. Благо за много лет, в течение которых охраняет ее, тысячи раз слушал лекции местных гидов.
Хотя у меня сложилось впечатление, что основная цель охранника – отвлечь корреспондентов от главной темы. Просто профессионалу совсем не хочется раскрывать тонкости своих рабочих будней и знакомить посторонних с системой безопасности музея.
Конечно, руководство вневедомственной охраны ГУВД Москвы, когда мы брали разрешение на написание материала об охране музея, сразу предупредило нас о том, что мы не должны указывать количество постов, тип установленных датчиков и прочую конкретную информацию. Только согласившись на эти условия, мы получили право понаблюдать, что происходит в музее после того, как заканчивается рабочий день.
Еще на входе напрашивается аналогия с театром. Только вместо знаменитой вешалки здесь металлоискатель. Его проходят все посетители галереи. Рядом специально оборудованный пост с камерой хранения. Правда для стола с выдвижными ящиками название слишком громкое, но свои функции он выполняет исправно. Именно здесь гости оставляют запрещенные предметы (газовые баллончики, ножи и т.д.).